Финансы

Бюджет России на 2024 год в цифрах: плановые расходы и доходы

В начале 2023 года Россия испытывала трудности с бюджетом – его дефицит за первые месяцы по ряду причин превышал годовой план. Но постепенно ситуация начала выравниваться, что позволило правительству составить куда более масштабную смету расходов на следующий год. Мы подробно разобрали уже принятый бюджет России на 2024 год – его доходы, расходы, дефицит и сопутствующие показатели.

Федеральный бюджет России на 2024 год

Бюджетный кодекс РФ требует, чтобы главная финансовая смета страны была подготовлена и принята до начала отчетного года. По факту же первые варианты проекта федерального бюджета готовятся еще в начале осени. Тогда же разрабатываются и сопутствующие законы – например, об индексации пенсий или минимального размера оплаты труда. Проект готовится сразу на три года, но цифры на 2025 год в 2024-м еще существенно изменятся.

Проект федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 уже разработан, принят во всех трех чтениях, одобрен Советом федерации, подписан президентом и опубликован. То есть, прямо с 1 января 2024 года бюджетная сфера России будет жить уже по этому документу.

В первом чтении законопроект был принят еще 26 октября, во втором – 15 ноября. Между этими чтениями в документ внесли 768 поправок, большую часть из них инициировало правительство. В третьем чтении документ приняли 17 ноября, Сенат его одобрил 22 числа, а президент подписал закон 27 ноября 2023 года.

Если кратко, то бюджет России на 2024 год в цифрах будет таким:

  • доходы – 35,065 трлн рублей;
  • расходы – 36,661 трлн рублей;
  • дефицит – 1,596 трлн рублей;
  • госдолг – 0,9% от ВВП;
  • рост ВВП – на 2,3% по итогам года;
  • инфляция – 4,5%;
  • среднегодовой курс доллара – 90,1 рублей;
  • средняя за год экспортная цена нефти – 71,3 доллара за баррель.

Что интересно, эти цифры хуже, чем были в плане на 2024 год бюджета на 2023-й. Например, рост ВВП прогнозировался на уровне 2,6%, инфляция была 4%, а курс доллара – всего 70,9 рублей.

Если говорить в целом, то в принятом федеральном бюджете на 2024 год резко выросли доходы (на 22%) и расходы (на 16%) относительно прошлого года. Эти цифры будут настолько большими, что в 2025 году доходы и расходы окажутся даже ниже (хотя они, как правило, должны расти год от года). Основная причина – в росте военных расходов, но также вырастут и «социальные» траты. А из-за роста дефицита государству придется больше отдавать за обслуживание госдолга.

Много чего поправили между первым и вторым чтением бюджета. Например, траты на соцполитику выросли на 2 триллиона, а из «закрытой» в «открытую» часть бюджета перераспределили расходов на 1,2 триллиона рублей.

Статьи доходов бюджета РФ в 2024 году

Доходы федерального бюджета на 2024 год составят в общей сложности 35 065,3 миллиарда рублей – это на 22,3% больше, чем ожидается по итогу 2023-го. Такой бюджет, естественно, будет рекордным для страны – доходы составят 19,5% от ВВП против 17,3% в 2023 году.

Если говорить о структуре поступлений в проекте бюджета на 2024 год, то она ожидается такая:

  • Нефтегазовые доходы – 11,5 трлн рублей, или 32,8% от общей суммы поступлений. В бюджете за 2023 год это было 8,86 трлн рублей (30,9%), а еще годом ранее – 11,59 трлн (41,6%).
  • Ненефтегазовые доходы – 23,56 трлн рублей, это 67,2% от общих доходов бюджета. Сумма больше прошлогодней (19,8 трлн) и за 2022-й (16,2 трлн), но доля ненефтегазовых доходов несколько снизилась – с 69,1%.

Другими словами, Россия будет зависеть от экспорта нефти и газа чуть больше, чем в 2023 году, причем в 2025 и 2026 годы структура поступлений будет примерно такой же. И это при том, что правительство прогнозирует снижение средней цены на нефть с 71,3 доллара в 2024-м до 70 в 2026 году, а также снижение цен на газ с 321 до 296 долларов за тысячу кубометров.

Однако постепенно будет меняться законодательство – вырастет налоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль, поэтому при прежних доходах нефтяников они будут платить в казну больше. А вот рост суммы ненефтегазовых доходов связан с «разовыми» поступлениями – в 2024 году налогоплательщики со сверхприбылью обязаны будут внести специальный налог – windfall tax (о нем мы уже рассказывали).

Что же касается структуры поступлений относительно налогов, то она будет такой:

  • налоговые доходы в 2024 году составят 27,4 трлн рублей, это 78,1% от общей суммы (против 23,24 трлн в 2023 году);
  • неналоговые доходы составят 6,86 трлн рублей, это 19,6% (годом ранее было всего 5 триллионов);
  • безвозмездные поступления – составят 811,8 млрд рублей против 426,9 млрд в 2023-м и всего 34,8 млрд в 2022 году.

Последний пункт – это «добровольно-принудительные» взносы с собственников иностранного бизнеса, которые решили покинуть российский рынок. Напомним, они обязаны уплатить 5% от рыночной цены проданных активов, иначе им не позволят вывести средства от продажи за границу.

По структуре налоговых поступлений большую часть денег государству принесут НДС на реализуемые и ввозимые товары и услуги (28,1% и 17,5% от всех налоговых доходов), налоги на ресурсы, включая НДПИ (51%) и налог на прибыль (7%). Здесь существенных изменений по сравнению с 2023 годом нет, структура будет примерно той же. По неналоговым доходам большую часть дадут ввозные и вывозные таможенные пошлины (41%) и доходы от имущества (20,5%).

Резюмируя, правительство намеренно увеличивать доходную часть за счет обновленной схемы начисления «сырьевых» налогов, разовых поступлений налогов, дополнительных пошлин и некоторых других источников.

Статьи расходов бюджета РФ на 2024 год

Объем расходов федеральной казны в 2024 году тоже вырастет – как и сумма доходов. Всего планируется потратить 36 660,7 млрд рублей, это значительно больше, чем в 2023-м (31 674,8 млрд рублей). То есть, расходы вырастут на 15,7%, причем основная часть прироста, как ожидается, придется на две категории.

По категориям траты в бюджете РФ на 2024 год будут такими:

Категории 2023 год 2024 год Прирост, %
Национальная оборона 6 406,7 10 775,4 68,2
Социальная политика 6 492,7 7 731,9 19,1
Национальная экономика 4 125,7 3 890,0 -5,7
Национальная безопасность 3 225,6 3 388,6 5,1
Обслуживание госдолга 1 519,3 2 291,3 50,8
Общегосударственные вопросы 2 324,4 2 171,0 -6,6
Здравоохранение 1 570,0 1 620,3 3,2
Образование 1 464,4 1 546,6 5,6
Межбюджетные трансферты 1 530,4 1 474,1 -3,7
ЖКХ 856,9 881,3 2,8
Охрана окружающей среды 347,4 477,5 37,4
Культура, кинематография 209,0 224,0 7,2
СМИ 122,1 121,3 -0,7
Физкультура и спорт 71,4 67,4 -5,6
Итого 30 265,8 36 660,7 21,1

Важно: целевые межбюджетные трансферты регионам учтены в каждой из категорий (в зависимости от того, на какую именно цель регионы будут получать дотации и субсидии).

Таким образом, в процентном и абсолютном отношении самый значительный прирост будет по расходам на национальную оборону – они вырастут более чем на 4,3 трлн рублей. На оборону потратят больше, чем на любую другую категорию, и в сумме эти траты – как расходы на социальную политику и развитие национальной экономики вместе. Расходы на социальную политику также вырастут почти на 20%.

Национальная оборона и безопасность

В проекте бюджета на 2023 год планировалось потратить на национальную оборону менее 5 триллионов рублей, но фактические расходы (по оценке за сентябрь) составят 6,4 триллиона рублей. В законе о бюджете на 2024 год они увеличены на 68,2% по сравнению с этой суммой и достигнут 10,78 триллионов.

На финансирование правоохранительных органов будет потрачено 3,4 триллиона рублей – и это примерно столько же, сколько в 2023-м с учетом инфляции.

Чиновники из правительства и Администрации президента не очень охотно делятся деталями «военных» расходов – ограничиваясь тем, что Россия все еще не вышла из состояния «гибридной войны» и будет продолжать «военную спецоперацию», что требует серьезных бюджетных трат. Между тем, министр финансов Антон Силуанов утверждает, что хоть финансирование фронта – основной приоритет, денег хватит на все.

Из того, что известно, в 2024 году будут увеличены оклады военнослужащих на 4,5% с 1 октября, а также военные пенсии – с той же даты. Кроме того, уже с 1 октября 2023-го оклады были повышены на 10,5%, так же, как и другие сопутствующие выплаты.

Социальная сфера

К этой категории относят различные социальные выплаты – от пособий для малообеспеченных семей до дотаций Социальному фонду на покрытие дефицита и выплату пенсий. Несмотря на колоссальный рост военных расходов в 2024 году, на социальную политику правительство тоже нашло деньги. Расходы по этому направлению увеличатся с 6,5 до 7,7 трлн рублей, или на 19,1%.

С чем связан такой рост расходов:

  • повышение МРОТ сразу на 3 тысячи рублей, или на 18,5% – с 16 242 до 19 242 рублей в месяц (хотя напрямую МРОТ не связан с соцполитикой, от него зависят некоторые выплаты);
  • индексация прожиточного минимума в целом по РФ и по регионам – больше семей получат право на единое пособие на детей, и выплачиваться оно будет в большем размере;
  • страховые и социальные пенсии, а также доплаты для федеральных льготников будут повышены на 7,5% – это больше, чем ожидаемая инфляция;
  • материнский капитал будет повышен тоже на 7,5% с февраля 2024 года.

Кроме того, увеличиваются и некоторые другие траты. Например, больше денег пустят на лечение детей, на социальные контракты, на детский отдых и питание для школьников.

Национальная экономика

Расходы на экономику – третья по величине статья, однако из-за перераспределения в сторону «военных» трат на нее пустят чуть меньше денег. Так, если в 2023 году на стимулирование экономики израсходовали более 4,1 триллионов рублей, то в 2024-м потратят 3,9 трлн – или на 5,7% меньше.

В эту категорию входят разные программы поддержки, в том числе:

  • льготное ипотечное кредитование – несмотря на недавний запуск Арктической ипотеки, основная льготная ипотека на новостройки будет прекращена с 1 июля 2024 года;
  • программы поддержки автопроизводителей – льготный лизинг, льготные автокредиты, субсидии для производителей газовой техники;
  • субсидии для автопроизводителей – из-за ухода большей части западных брендов, в России сократился свой автопром, поэтому и на поддержку выделять можно меньше.

Всего на национальную экономику пустят 10,7% от общей суммы расходов (это минимум с 2007 года), что составит 2,2% от ВВП. При этом ранее на поддержку экономики выделялось в среднем 2,8% от ВВП, или 15,2% от федерального бюджета.

Образование

Значительная часть расходов на образование финансируется на уровне муниципалитетов – это школы и детские сады, а профессионально-технические заведения входят в бюджет регионов. В федеральный бюджет включаются траты на высшее образование, модернизацию профессиональных учебных заведений, на питание для школьников и доплаты классным руководителям.

В 2024 году на все это потратят 1,55 триллиона рублей против 1,46 триллионов годом ранее – то есть, на 5,6% больше. С учетом инфляции траты выходят примерно такими же.

На что увеличат расходы федерального бюджета:

  • создание новых мест в школах и их капитальный ремонт;
  • доплаты за классное руководство не вырастут (и с момента введения они остаются на уровне 5 тысяч рублей в месяц);
  • развитие техникумов и колледжей;
  • обучение школьников программированию;
  • работы по созданию новых кампусов в 8 городах.

Впрочем, часть расходов на образование будет скрыта в межбюджетных трансфертах в нижестоящие бюджеты – далеко не все города и регионы в состоянии профинансировать школы (и обеспечить повышение зарплат учителей).

Здравоохранение

Здесь ситуация аналогичная – основную часть медицинской помощи в России финансирует Фонд обязательного медицинского страхования, который наполняется страховыми взносами работающих (а также субсидиями из федерального бюджета за безработных и пенсионеров).

Между тем, на здравоохранение потратят 1,62 триллиона рублей – на 3,2% больше, чем в 2023-м. Деньги пойдут на такие цели:

  • модернизация первичного звена здравоохранения – строительство и ремонт ФАПов и поликлиник;
  • лекарственное обеспечение некоторых категорий россиян – в том числе с онкологией и диабетом;
  • обеспечение ряда категорий медицинскими изделиями и т. д.

То есть, это все те расходы, которые не получится профинансировать за счет денег, которые медучреждения получают от ФФОМС и ТФОМС.

ЖКХ

На федеральном уровне в сферу жилищно-коммунального хозяйства расходы идут преимущественно в крупные проекты по модернизации инфраструктуры. Непосредственно содержанием сферы ЖКХ тоже занимаются власти городов и регионов.

В 2024 году на ЖКХ планируется потратить 881,3 миллиарда рублей – это всего на 2,8% больше, чем в 2023-м.

Нагрузка на муниципальные и региональные бюджеты по части ЖКХ будет достаточно серьезной, потому что в 2023 году тарифы на коммунальные услуги не повышались (последнее повышение было в декабре 2022). А в 2024-м они вырастут только в середине года.

Чиновники

Содержание государственного аппарата в федеральном бюджете проходит под графой «Общегосударственные вопросы». Кроме прочего, туда входят зарплаты федеральных чиновников (госслужащих, сотрудников министерств и ведомств), правительства, президента, депутатов Госдумы и сенаторов, и другие аналогичные расходы.

В 2024 году на них потратят в общей сложности 2,17 трлн рублей, что на 6,6% меньше цифры за 2024-й. Вероятно, все дело в отказе от ежегодной индексации их окладов – ближайшее повышение зарплат ждет чиновников только в 2025-м.

Межбюджетные трансферты

На помощь бюджетам регионов из федерального бюджета будет направлено 3,224 трлн рублей, что меньше прошлогодней цифры (3,85 трлн). На дотации пойдет 1,248 трлн рублей, на субсидии – 1,538 трлн.

Большую часть этой суммы регионы получат без конкретной цели – то есть, просто на покрытие бюджетного дефицита.

Итоговая таблица

В общем виде баланс доходов и расходов государственной казны будет смещен в сторону расходов. В целом, бюджет России на 2024 в рублях будет выглядеть так:

Доходы, млрд руб. Расходы, млрд руб.
Налоговые доходы, в том числе 27 396,1 Национальная оборона 10 775,4
— Налог на прибыль 1 930,5 Социальная политика 7 731,9
— НДФЛ 279,3 Национальная экономика 3 890,0
— НДС 12 491,3 Национальная безопасность 3 388,6
— налоги за пользование природными ресурсами 14 334,1 Обслуживание госдолга 2 291,3
— госпошлина 99,7 Общегосударственные вопросы 2 171,0
— прочее (в том числе обратный акциз) -1 738,8 Здравоохранение 1 620,3
Неналоговые доходы, в том числе 6 857,3 Образование 1 546,6
— внешнеэкономические 2 811,3 Межбюджетные трансферты 1 474,1
— от имущества 1 405,8 ЖКХ 881,3
— от природных ресурсов 1 270,9 Охрана окружающей среды 477,5
— от оказания услуг 158,5 Культура, кинематография 224,0
— от продажи активов 134,1 СМИ 121,3
— административные платежи 53,5 Физкультура и спорт 67,4
— штрафы и компенсации 140,6
— прочие 882,5
Безвозмездные поступления 811,8
Сальдо -1 595,4

Чтобы было проще понять, каким будет бюджет России на 2024 год, представим все это в виде инфографики:

Структура доходов бюджета на 2024 год

Структура расходов бюджета на 2024 год

А в сравнении с прошлым годом расходы федерального бюджета выглядят так:

Сравнение расходов бюджета за 2023 и 2024 годы

Как видно, сильнее всего выросли военные расходы, также увеличатся траты на социальную политику. А из-за увеличения дефицита придется больше отдавать за обслуживание госдолга.

Дефицит федерального бюджета в 2024 году и источники его финансирования

Российский бюджет был профицитным несколько лет до 2019-го, а потом еще в 2021 году (по итогам года – 524 миллиарда рублей). В 2022 году уже был дефицит в 3,3 триллиона рублей – один из наибольших в истории. Бюджет за 2023 год, ориентировочно, будет сведен с дефицитом в 3 триллиона рублей, или 1,8% от ВВП.

В 2024 году планируется существенный рост доходов бюджета и такой же значительный рост его расходов. В результате избежать дефицита не удастся. По годам в бюджете 2024-2026 он будет таким:

  • 2024 год – 1,6 трлн рублей, или 0,9% от ВВП;
  • 2025 год – 830,5 млрд рублей, или 0,4% ВВП;
  • 2026 год – 1,5 трлн рублей, что составит 0,8% ВВП.

В бюджете предусмотрены и источники финансирования дефицита. В частности, покрывать его будут:

  • продажа государственных ценных бумаг в рублях – принесет 2,6 триллиона рублей (это разница между продажей новых ОФЗ и погашением старых);
  • использование средств Фонда национального благосостояния – еще 1,3 триллиона рублей;
  • однако дефицит будет меньше, поэтому 1,8 трлн рублей пустят обратно на покупку валюты в ФНБ, и около 500 миллиардов «минуса» отнесены на прочие источники.

Как видно, возможных резервов для финансирования бюджетного дефицита будет достаточно – даже в случае, если он окажется в 2-3 раза больше запланированного. Тогда правительство просто сократит перечисление средств в ФНБ и перекроет «прочие» расходы.

Стоит учитывать, что фактический размер сальдо федерального бюджета может отличаться в обе стороны от запланированного. Многое будет зависеть от состояния экономики, внешней среды, а главное – военной ситуации (ведь завершение операции высвободит триллионы рублей, которые можно будет перенаправить на другие цели).

Прогноз инфляции и ВВП

В проект федерального бюджета закладывается и ряд макроэкономических показателей – в том числе плановая инфляция и ожидаемый рост ВВП. Ведь от инфляции зависят расходы (и доходы – НДС растет вместе с ценами), и через бюджет распределяется определенный процент ВВП.

На 2024-2026 годы правительство делает такие прогнозы по инфляции:

  • 2024 год – 4,5%,
  • 2025 и 2026 годы – по 4%.

То есть, в 2024 году инфляция не сможет вернуться к цели в 4%, но эта цель будет достигнута годом позже.

Что касается ВВП, то в 2024 и 2025 годах он будет расти на 2,3% в год, а в 2026-м рост замедлится на 2,2%. Как видно, прогнозы не очень радужные – и это в базовом сценарии. Правда, есть вероятность, что дальнейшее бюджетное стимулирование экономики поможет увеличить цифры, хотя по графе «Национальная экономика» и планируется снижение расходов.

Прогноз по курсу доллара на 2024 год

Курс доллара, заложенный в бюджет, крайне важен – как минимум потому, что нефтегазовые платежи конвертируются в рубли перед их зачислением в казну. И чем дороже стоит доллар, тем, в теории, больше средств поступает в бюджет. С другой стороны, слишком слабый рубль принесет высокую инфляцию.

В 2022 году на 2023-й планировался курс около 70 рублей за доллар, но потом его пересмотрели – сейчас среднегодовой курс оценивают примерно в 85,2 рубля.

На дальнейший период прогнозы такие:

  • 2024 год – 90,1 рублей за доллар;
  • 2025 год – 91,1 рубль;
  • 2026 год – 92,3 рубля.

Впрочем, вряд ли эти прогнозы продержатся хотя бы один квартал. Ситуация на валютном рынке меняется едва ли не каждую неделю, и даже осенью 2023 года доллар уходил выше отметки в 100 рублей, после чего падал ниже 90.

В Минэкономики полагают, что реальный эффективный курс рубля будет относительно стабильным все ближайшие 3 года. Его стабилизации должно способствовать укрепление платежного баланса и рост притока иностранной валюты. Но даже Счетная палата в своем заключении пишет, что устойчивым в течение 3 лет рубль был только 2 периода вне кризисов.

Государственный долг России в 2024 году

Одно из важных преимуществ российской экономики – относительно небольшой размер государственного долга. Даже в период кризиса он держится на уровне ниже 20% от ВВП, что почти невозможно для большинства развитых стран. Более того, основная часть госдолга приходится на внутренние заимствования – то есть, на рублевые облигации федерального займа, которыми Минфин привлекает средства в бюджет.

На 2024 год и дальше в бюджет заложены такие цифры по госдолгу:

  • 2024 год – 32,5 трлн рублей (на 11,4% больше, чем в 2023 году), это 18,1% от ВВП. На внутренний долг придется 26,6 трлн рублей, а на внешний 5,9 трлн рублей (и в сумме 6 трлн – это обязательства по государственным гарантиям РФ).
  • 2025 год – госдолг вырастет на 10,4% и составит 35,9 трлн рублей, или до 18,8% ВВП. Их этой суммы почти 30,2 трлн будет приходиться на внутренний долг.
  • 2026 год – государственный долг составит 40,1 трлн рублей, или 19,8% ВВП, на внутренний будет приходиться 34,4 трлн рублей.

Стоит учитывать, что Минфин размещает облигации, проводя аукционы, и выставляя на них разные типы бумаг (с постоянным и переменным купоном, с привязкой к инфляции). Итоговая доходность и премия/дисконт определяются по итогам сбора заявок от потенциальных кредиторов. И в периоды с низкими процентными ставками бывает так, что Минфин продает существенно меньше ОФЗ, чем планировалось. Поэтому итоговые цифры могут меняться.

Что касается расходов на обслуживание госдолга, то они в 2024 году вырастут более чем наполовину – с 1,5 до 2,3 триллионов рублей. Это пятая по величине статья расходов федерального бюджета на предстоящий год.

По материалам

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

По теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»