Общество

Аттестация педагогических работников в 2023 году: новые правила и порядок процедуры

Все педагоги системы среднего образования в России должны периодически повышать уровень своей квалификации, а также подтверждать соответствие занимаемой должности. Для этого они проходят специальную процедуру проверки знаний и навыков. Мы расскажем, как будет проходить аттестация педагогических работников в 2023 году, будет ли вводиться новая система оценки квалификации и чего ждать учителям.

Что такое аттестация педагогических работников

Аттестация педагогов – это процедура проверки учителя на соответствие занимаемой должности или для отнесения к более высокой квалификационной категории. Так государство обеспечивает достаточный уровень образования в школах – ведь учителя должны постоянно совершенствовать свои компетенции и изучать современные технологии и методики обучения.

Читайте также нашу статью о повышении зарплаты учителям в 2023 году.

В последние несколько лет система аттестации претерпевает серьезные изменения – на смену прежним правилам приходят новые, которые обещают сделать едиными для учителей по всей стране.

Поэтому стоит учитывать, что нормативная база по вопросу аттестации педагогов может несколько запутанной, ведь в ней есть старые и новые правила:

  • Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 – базовый документ, который определяет основы системы образования и педагогической работы.
  • Приказ Минобрнауки РФ № 276 от 07 апреля 2014 года – устанавливает текущий порядок прохождения аттестации педагогов.
  • Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 3273-р – с его помощью планируется внедрение новой системы аттестации педагогов с учетом Единых федеральных оценочных материалов.
  • Распоряжение Минпросвещения России от 15.02.2019 N Р-8 – описывает, какой именно будет новая система.

В этой статье основной акцент будет сделан именно на новой системе аттестации, которая уже тестируется в нескольких регионах с 2022 года. Судя по всему, ее полноценный запуск – лишь вопрос времени.

Пока единственный официально утвержденный документ по новой процедуре аттестации – Ведомственная целевая программа Минпросвещения

Зачем нужна аттестация педагогических работников

В общих чертах, аттестация – это проверка знаний и навыков учителя, а нужна она, чтобы убедиться в его соответствии высоким стандартам российской педагогики.

Поэтому к числу задач аттестации в соответствии с российским законодательством относятся:

  • повышение качества и эффективности преподавания;
  • оценка потенциала учителей и их потребностей в повышениях квалификации;
  • дифференциация размеров оплаты труда для разных категорий педагогов;
  • оценка соответствия кадров в школе требованиям образовательных стандартов для учителей.

Таким образом, аттестация учителей в 2023 году будет ставить целью подтверждение соответствия педагогического работника квалификационным требованиям образовательного и профессионального стандарта.

Виды аттестаций учителей

По пока еще действующим правилам, аттестация бывает двух видов – обязательная на соответствие занимаемой должности, а также добровольная, если учитель хочет повысить свою квалификационную категорию. А новая система запустит еще один уровень – это первичная аттестация, которой пока еще нет. Разберем все эти виды более подробно.

Первичная

Согласно действующему порядку аттестации, такого ее вида не предусмотрено. Так, согласно пункту 22 Приказа №276, педагог, работающий в должности менее 2-х лет в учебном заведении, производящем аттестацию на занимаемую должность, вправе ее не проходить. То есть, считается, что молодой специалист в первые 2 года своей работы еще сохраняет полученные в учебном заведении навыки.

А вот в тестируемом новом порядке аттестации, согласно Приказу Министерства Просвещения РФ № Р-8 от 15.02.2019 года, уже предусмотрены первичные аттестационные мероприятия для педагогических сотрудников при поступлении на должность. В этом случае педагог должен подтвердить свою квалификацию, чтобы просто получить право работать в школе.

Обязательная

Это основной вид аттестации, ее обязаны проходить все учителя каждые 5 лет. Считается, что это проверка на соответствие занимаемой должности – то есть, учитель должен подтвердить, что его знаний, умений и навыков достаточно, чтобы и дальше работать с детьми.

Есть и список тех, кто обязательную аттестацию может не проходить:

  • преподавательницы, которые находятся в отпуске по беременности и родам, а также с беременностью;
  • преподаватели в отпуске по уходу за детьми до 3-х лет;
  • педагогические работники, которые не работали более 4-х месяцев по причине заболевания;
  • педработники, которые работают в аттестуемой должности меньше 2-х лет в данном учебном заведении;
  • педагоги, у которых есть квалификационная категория, полученная в рамках добровольной аттестации.

То есть, не проходят обязательную аттестацию те, кто пришел в профессию недавно, кто в ближайшее время не будет работать, а также те, кто получил категорию (она продлевается тоже в добровольном порядке).

В новом порядке аттестации эти условия не меняются – проходить ее нужно будет также раз в 5 лет.

Добровольная

Это аттестация, по итогу которой педагог может повысить свою категорию – то есть, перейти на более высокий уровень. В существующей системе уровней всего три – это молодой специалист (без категории), учитель первой категории и учитель высшей категории.

В новой системе этот порядок тоже сохранится, но категории будут иными – их будет вдвое больше.

Кому нужно проходить аттестацию педагогических работников в 2023 году

Аттестация в целом обязательна для всех педагогов общеобразовательных учреждений. Конкретный перечень должностей можно найти в Постановлении Правительства РФ № 225 от 21.02.2022 года, где перечислены все педагогические должности.

То есть, аттестация педработников в 2023 году осуществляется для всех педагогов, у которых истекает срок прошлой аттестации и которые относятся к одной из должностей:

  • учитель, преподаватель;
  • педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог;
  • преподаватель-организатор ОБЖ;
  • инструктор-методист, инструктор по физкультуре;
  • мастер производственного обучения;
  • музыкальный руководитель;
  • педагог дополнительного образования;
  • тренер-преподаватель и т. д.

Добровольная аттестация педагогов в 2023 году на квалификационные категории предполагает, что учителю может быть присвоена первая или высшая категория. Если у него истекает срок категории, то он может подать заново на аттестацию по данной категории (обязательную) или на более высокую (в добровольном порядке). Если аттестацию на категорию не подтверждать, то она снимается.

Согласно действующему действующему приказу Минобрнауки, категории присваиваются по следующим критериям:

  • Первая категория – если педагог докажет, что у его учеников есть высокие достижения, которые были определены школой при проверках знаний и иных испытаниях. Также у учеников должны быть способности к научной, спортивной или творческой деятельности, а учитель должен внести личный вклад в улучшение качества образования.
  • Высшая категория – если учащиеся не просто показывают высокий уровень знаний и подготовки, но он еще и растет. То есть, к требованиям для первой категории добавляется участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах, а также участие самого педагога в методической работе и профессиональных конкурсах.

То есть, главное отличие – если для первой категории достаточно просто показать высокую успеваемость у своих учеников, то для получения высшей категории важно продемонстрировать что-то большее. А от категории, в конечном счете, зависит разница в оплате труда.

В новой системе аттестации категорий больше:

  • молодой специалист – это учитель, который только пришел работать после вуза, прошел первичную аттестацию и работает менее 3-х лет;
  • учитель с соответствием должности – это начальное звание, которое учитель получит, пройдя первую аттестацию;
  • учитель-методист – это звание будут выдавать педагогам со стажем минимум 8 лет, которые также пройдут соответствующую аттестацию на категорию;
  • учитель-наставник – наивысшая должность, для которой нужна не одна аттестация.

Соответственно, и привилегии у учителей разных категорий будут разными – например, учитель-методист может участвовать в разработке учебных планов, а учитель-наставник – передавать свой опыт новичкам.

Первая и высшая категории сохраняются, а новых категорий учитель сможет получить сразу две – тогда и доплаты он будет получать за обе.

Этапы аттестации педагогических работников в 2023 году

Главное новшество в новой системе аттестации (помимо новых категорий учителей) – это единые стандарты ее прохождения по всей стране. Сейчас правила и порядок аттестации отличаются в каждом регионе и даже городе. Где-то от учителя требуется собирать массу документов и сдавать это лично, а где-то – все его достижения проверяются автоматически по электронной базе (так реализовано в Москве).

Новые правила аттестации пока не вступили в силу, но это вопрос времени. Поэтому рассмотрим, как именно учителя смогут проходить аттестацию уже в ближайшее время.

Формирование аттестационной комиссии

Перед проведением процедуры собирается комиссия, состав которой зависит от типа аттестации (обязательной или добровольной):

  • Комиссия по аттестации на соответствие занимаемой должности создается распорядительным документом учебного заведения – приказом об аттестации педагогических работников. В нее входят члены комиссии, секретарь, зампредседателя и сам председатель. Если в учебном заведении имеется орган профсоюза, то в состав комиссии на обязательных началах входит и его представитель.
  • Комиссия по аттестации на повышение категории формируется не работодателем, а или региональным министерством образования или отделом образования городской администрации (в зависимости от уровня образовательного учреждения). При создании таких структур определяется их состав, условия привлечения специалистов, а также регламенты работ. В число участников комиссии входит представитель от профсоюза.

То есть, на уровне школы периодически собирается своя комиссия по аттестации на соответствие занимаемой должности, и вся процедура проходит именно в школе. А чтобы получить более высокую категорию, нужно обращаться в вышестоящее ведомство и ждать, когда там созовут комиссию.

Подача заявления на аттестацию

Чтобы пройти аттестацию, сначала нужно подать соответствующее заявление. И порядок его подачи различается для аттестации на категорию и на соответствие для занимаемой должности.

Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности производится на основе распорядительного документа самого работодателя. На каждого педагогического работника работодателем в аттестационную комиссию школы вносится представление, в котором указывается:

  • ФИО (отчество – если таковое имеется);
  • должность на дату аттестации;
  • информация о трудовом договоре при принятии на должность;
  • квалификационные данные и уровень образования;
  • данные о дополнительном профобразовании по направлению деятельности преподавателя;
  • результаты предшествующих аттестаций, если таковые имели место;
  • оценка деловых и профессиональных параметров, результатов и итогов деятельности педработника, согласно содержанию его трудового договора (должна носить всесторонний и мотивированный характер).

Работодатель знакомит учителя с представлением не менее чем за 30 дней до даты аттестации под подпись. Педагог затем может передать в комиссию дополнительные документы по его профессиональной деятельности за период с даты приема на работу или даты последней аттестации, а также информацию о получении им независимой оценки.

То есть, чтобы пройти аттестацию, помимо основных данных о себе и своем образовании, нужно предоставить определенные документы о результатах деятельности за прошедшие 5 лет. Какие именно это документы – утверждается на уровне школы.

Если же речь идет об аттестации на повышение квалификационной категории, то заявление подавать нужно уже в вышестоящую комиссию. Как это делать – стоит уточнить на месте, обычно документы принимают лично, через интернет или по обычной почте (например, если школа находится в отдаленном населенном пункте).

Форма заявления зависит от региона, поэтому уточнять это также нужно на месте. Например, в инструкции Министерства образования Республики Мордовия №3271 от 20.08.2019 года утверждена такая форма заявления на аттестацию педагогических работников:

«Образец заявления на прохождение аттестации педагогов на категорию»
На примере одного из регионов

А требования к портфолио такие:

«Требования к портфолио для аттестации педработников на категорию»
На примере одного из регионов

То есть, в документе должны быть данные о заявителе, его месте работы, а также о категории, на которую он претендует. Для других регионов согласование портфолио с аттестующими органами выполняется учителем в индивидуальном порядке.

Отдельно стоит сказать о документах, которые прикладываются к заявлению. Сейчас, чтобы пройти аттестацию на категорию, учителю нужно собирать обширное портфолио своих достижений. Например, в него могут входить:

  • результаты освоения предмета учениками, причем в динамике – потому что для получения категории динамика должна быть положительной за несколько лет;
  • результаты учеников на Всероссийской предметной олимпиаде – если по профилю учителя вообще есть олимпиады;
  • информация о работе по направлению наставником;
  • данные о том, какие экспериментальные методики применял учитель;
  • прочие документы, подтверждающие достижения педагога за последние годы.

Иногда от учителя требуется сделать что-то еще – например, в той же Мордовии нужно написать сочинение на тему личных достижений педагога, которые бы подтверждались в портфолио документами.

По новым правилам аттестации различий по оформлению дополнительных материалов к аттестации (портфолио) для разных регионов РФ не будет. То есть, состав портфолио и правила его оформления будут едиными для всей страны. Правда, какие это будут правила, пока неизвестно.

Прохождение аттестационного испытания

В процессе внедрения находятся методики, предполагающие, что учителей будут экзаменовать по Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ), с предложением выполнить 4 вида задания, включая предметное, методическое, а также психолого-педагогическое и коммуникативное. При этом стаж будет иметь меньшее влияние, появится единый рейтинг преподавателей, возможность у педагогов формировать подготовку школьников по требованиям ФГОС и т. д. Разберемся с этим подробнее.

Письменная работа

Первая часть испытания педработника – это письменная работа по предмету, который он преподает. То есть, это проверка знаний педагога по его дисциплине – ведь нельзя научить детей тому, чего не знаешь сам. К предметным компетенциям, например, по истории, может быть отнесено:

  • восстановление хронологической последовательности событий,
  • указание имен современников исторического события,
  • задание сопоставить исторические сооружения стране их нахождения и другие.

Методические навыки проверяются путем формулировки тем учебного проекта, составлением перечня ресурсов для выполнения проекта, определением возможных результатов проекта, которые получат ученики после выполнения. Также учитель должен проверить контрольное задание ученика по прилагаемой методике и предложить дальнейшие методы для развития обучающегося по предмету «история».

Посмотреть тестовый вариант заданий по истории можно здесь.

Запись видеоурока с классом

Самая спорная часть – это анализ образца профессиональной деятельности учителя. Изначально в проекте приказа говорилось, что учитель должен записать на видео урок, который потом будут разбирать и оценивать независимые эксперты. Причем урок будет сверяться с учебными планами и проверочными работами учеников.

Но потом возникло слишком много вопросов – неясно, как именно учителя должны снимать урок, как долго (5 минут или все 45), на какое оборудование и какие именно уроки нужно снимать. Еще большая проблема – разрешения родителей на съемку их детей.

Поэтому, по неофициальной информации, видео урока было решено исключить из ЕФОМ. Скорее всего, его заменят на какой-то другой вариант оценки работы учителя.

Индивидуальный кейс

В рамках решения кейса педагог должен представить решение сложной гипотетической ситуации, к примеру:

  • объяснить, как правильно работать с детьми из неблагополучной семьи;
  • предложить вариант постановки учебного задания для детей со специальными потребностями (например, инвалиды по органам движения).

Тестовый кейс для учителей истории можно найти в этом же файле.

На решение кейса, как и на другие блоки, учителям будет отводиться ограниченное время.

Система оценки испытания

Будущая система оценки испытаний предполагает начисление баллов за каждый этап. По планируемым к введению методикам максимальный балл для прохождения аттестации – 100, из которых для получения категории нужно набрать не менее 70. Из них по ЕФОМ можно максимально набрать 60 баллов.

То есть, в письменном задании, за оценку урока и решение кейса можно получить до 60 баллов (например, за каждый правильный ответ письменного задания будет даваться 1 балл). Пример оценки знаний учителя можно найти в конце файла с заданиями по истории, выложенного выше.

Остальные баллы будут собираться по рекомендации работодателя:

  • личные успехи преподавателя – до 15 баллов;
  • достижения учеников и выпускников за последние 5 лет – до 20 баллов;
  • мнение эксперта – до 5 баллов.

Таким образом, успеваемость обучающихся все так же будет влиять на аттестацию педагога, как и сейчас (в рамках портфолио).

Объявление результатов

По действующему приказу результаты аттестации на соответствие занимаемой должности или на категорию сообщаются педагогу по результатам голосования членов комиссии, оформляемого протоколом. На это у комиссии есть до 10 дней, но по факту оценку чаще всего сообщают сразу.

По новому тестируемому порядку предполагается доведение результатов аттестации до аттестуемого учителя и руководства школы в автоматическом режиме информационной системой. Как все это будет работать на практике, пока понять сложно.

Где посмотреть результаты аттестации педагогов

Результаты аттестации педагогических работников на категорию, согласно существующим правилам, выкладываются в интернете в виде распорядительных актов государственных органов. Аттестация на соответствие преподавателя должности отражается в личном деле преподавателя в учебном заведении и может быть указана на сайте школы.

Когда будет проводиться аттестация учителей в 2023 году

Как и каждый год, в 2023 году обязательной аттестации подлежат учителя, у которых с прошлой аттестации прошло уже 5 лет или которые утратили основания, освобождающие от обязательной аттестации. То есть, у каждого педагога есть свой срок истечения соответствия занимаемой должности, и в этот год они должны пройти аттестацию снова.

Когда именно она проводится – нужно уточнять в своей школе. Как правило, на аттестацию отводится период между 15 августа и 15 мая, то есть, в течение учебного года и пока нет экзаменов. На практике комиссия соберется, если нужно аттестовать нескольких учителей и они согласуют удобную дату (чтобы, к примеру, в эти дни у них не было учебной нагрузки).

Что же касается аттестации на категорию, то здесь даты нужно уточнять в вышестоящем ведомстве – ведь комиссия собирается там, и ее члены тоже должны согласовать между собой удобный график.

Действующий порядок аттестации предусматривает, что срок рассмотрения заявления составляет 30 дней, после чего назначается дата аттестации. Сама процедура не может занимать больше 60 дней, а дата ее начала должна назначаться с учетом срока истечения категории у учителя.

Последние изменения в аттестации педработников с 2023 года

Новая система аттестации учителей должна была заработать еще с 2021 года, но потом ее перенесли на 2022-й. Однако по факту новый порядок до сих пор не начал действовать, и учителя должны учитывать нормы приказа от 2014 года.

Тестирование новой модели аттестации продолжается – ЕФОМ дорабатываются, а срок реализации мероприятия на данный момент рассчитан до 2025 года. Новая, только тестируемая, модель аттестации, ограниченно применялась в 19 регионах РФ. Как мы сказали выше, она предполагает:

  • не только обязательную и добровольную аттестацию, но и первичную при зачислении в штат;
  • предполагается ввести категории «педагог-методист», «педагог-наставник»;
  • материалы для проверок учителей, включая Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ), будут иметь унифицированный характер по всей России;
  • портфолио тоже будет собираться по единым для всей страны правилам;
  • оценка учителей будет производиться в баллах;
  • успеваемость учеников будет влиять на результаты аттестации в несколько меньшей степени: основной акцент сместится на уровень профессиональной подготовки педагогов.

Часто задаваемые вопросы

Может ли педагог отказаться от прохождения обязательной аттестации?

У педагогического работника нет возможности отказаться от аттестации, для которой предусмотрена обязательная форма прохождения. Это влечет предложение перейти на другую должность или увольнение.

Что делать, если не получилось пройти аттестацию?

Аттестацию на категорию можно пройти повторно, но не ранее, чем через год. При наличии первой категории и неприсвоении высшей у педагога остается 1-я категория. Если установлено, что результаты аттестации педагогических работников на соответствие должности отрицательные, то учебное учреждение должно их уволить по ст. 81 п. 3 ч. 1 ТК РФ, предварительно предложив им работу с более низкой оплатой или квалификацией и подходящую по состоянию здоровья. Результаты аттестации можно обжаловать в соответствии с законами РФ.

Нужно ли что-то оплачивать педагогу при прохождении аттестации?

Сведений о необходимости оплаты каких-либо процедур со стороны преподавателя при прохождении того или иного вида аттестации в нормативной базе РФ не содержится.

По материалам

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

По теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»