Банки кредитуют автодилеров под импорт авто: условия и схема кредитной линии в 2023 году
Кредит могут согласовать даже до того, как автомобиль будет произведен, но полную сумму компания получит лишь при наличии VIN-кода.
После событий 2022 года в России осталось всего несколько «своих» автопроизводителей, а из иностранных компаний производство сохранили только бренды из Китая. На фоне этого вырос спрос на импортные автомобили, а автодилеры перестроили свои бизнес-процессы с учетом этого. Теперь, как пишет «Коммерсантъ», в этом рынке участвуют и банки.
Подразделение «Открытие Авто» (часть банка «Открытие») запустило программу «Мультибренд с авансом» – возобновляемые кредитные линии для автодилеров на покупку авто за пределами России сразу у заводов-изготовителей. Пока программа работает в тестовом режиме, но первые выдачи уже есть.
Как работает программа кредитной линии:
- Автодилер договаривается с заводом-изготовителем на поставку авто и вносит аванс в размере 20% от стоимости партии.
- Производитель выпускает авто и присваивает ему VIN-код – после этого банк предоставляет дилеру кредит на оплату остальных 80% стоимости. Линия открывается на 18 месяцев, но выбрать лимит на оплату нужно в течение года.
- После того, как машина попадает в Россию, на нее оформляется электронный паспорт (ЭПТС), после чего банк подает уведомление о залоге этого автомобиля. Оформление залога дает банку возможность снизить ставку по траншу на этот автомобиль (залоговые кредиты дешевле беззалоговых).
- Пока автомобиль выставлен на продажу, но не продан, дилер может платить только проценты (но не дольше, чем полгода). Когда авто продано покупателю, в течение 5 дней дилер должен погасить транш.
- Как только кредит погашен, его сумма снова доступна в рамках кредитной линии – то есть, дилер может договариваться о поставке новых автомобилей.
Точных условий пока нет – неизвестна процентная ставка по такому кредиту. Эксперты полагают, что банк в этой схеме несет повышенные риски (как минимум, потому что авто заказывается у производителя в другой стране), поэтому перенесет их на процентную ставку. Другими словами, кредит будет дороже, чем если бы дилер брал его на покупку машин внутри России.
Есть риски также и для самих автодилеров. Поставки авто даже из «дружественных» юрисдикций все равно контролируются западными финансовыми регуляторами. И оформление залога сразу после попадания в Россию могут расценить как попытку скрыть конечного покупателя. А учитывая, что банк «Открытие» находится под санкциями, поставка авто с американскими технологиями или запчастями по такой схеме будет под вопросом.