Макроэкономика

Эксперт пояснил, почему возросший госдолг не критичен для экономики России

В 2022 году размер внутреннего и внешнего долга РФ вырос до 22,8 трлн рублей, что составляет менее 20% от ВВП. В теории наша экономика способна выдержать долговую нагрузку до 100% от ВВП, однако государству пора искать другие варианты финансирования бюджета, считает Эдуард Христианов, первый заместитель председателя правления ПАО «РосДорБанк».

От чего зависит стабильность

Уровень долговой нагрузки менее 20% от ВВП говорит о консервативной политике Минфина. Теоретически Россия спокойно может выдержать нагрузку на уровне 80 – 100% от ВВП. Такой уровень характерен для Индии, Бразилии, экономики ЕС в целом. В США соотношение долга к ВВП составляет около 130%, а в Японии более 250%.

Соотношене внешнего госдолга России к ВВП / Источник: take-profit.org

На практике степень влияния государственного долга на стабильность государственных финансов во многом зависит не только от этого соотношения. Имеют значение еще два фактора.

Премия за риск

Сейчас государство тратит на обслуживание госдолга около 4% бюджета. Но этот долг сформирован в период низких ставок. Ещё год назад Минфин занимал под 5-6% годовых. Сейчас ставки выросли практически в два раза. Если они останутся на таком уровне продолжительное время, то по мере погашения старых выпусков ОФЗ (основного инструмента заимствований государства) и замещения их новыми, доля расходов бюджета на обслуживание долга вырастет практически в два раза.

Это всё равно не составит особых проблем для Минфина, но всё-таки ограничит свободу маневра.

Доля внешних заимствований в структуре государственного долга

Внешние заимствования номинированы в иностранной валюте и в случае падения курса внутренней валюты государственный долг вырастет за счет переоценки внешнего долга, как это было в 1998 году. Тогда внешний долг преобладал: внешние заимствования составляли более 80% от всего госдолга.

Финансовые власти сделали правильные выводы, и сейчас внешний долг составляет менее 20% и влияние изменения курса рубля носит ограниченный характер.

Год пройдет относительно спокойно

В целом экономика нашей страны в текущей ситуации вполне может выдержать удвоение размера государственного долга. Но Минфин пока не планирует переходить планку в 20% от ВВП и намерен оставить её на текущем уровне. Такая возможность у государства имеется благодаря:

  • финансированию части расходов из средств Фонда Национального Благосостояния,
  • предпринятым и планируемым Правительством мер по повышению доходов бюджета,
  • вероятному сокращению расходной части бюджета.

Полагаю, если не произойдет катастрофы с нефтегазовыми доходами, 2023 год пройдет относительно спокойно. А вот дальнейшие прогнозы в этой сфере строить сейчас практически нереально.

Как вернуться к сбалансированному бюджету?

Главное, что надо помнить – бесконечно финансировать возросший бюджетный дефицит за счет средств ФНБ или роста долговой нагрузки – невозможно. Государству придётся заняться сокращением излишних расходов или повышением доходов.

Сокращение расходов

Все возможные варианты возвращения к сбалансированному бюджету известны. Самый жёсткий – сокращение расходов, в том числе социальных, может вызвать негативные социальные и электоральные последствия, что для предвыборного года является нежелательным. Я оцениваю этот сценарий как маловероятный, хотя, конечно, точечно и он может быть использован.

Социальные расходы пока неприкосновенны, но некоторые крупные инвестиционные проекты, финансируемые из бюджета и не связанные с оборонной промышленностью, могут быть отложены на более поздние сроки.

Структура расходов бюджета на 2023 год

Рост налогов

Вариант с повышением налоговой нагрузки на бизнес обсуждается уже не первый месяц. И, скорее всего, в какой-то степени он будет реализован, но полномасштабное увеличение налоговой нагрузки в условиях значительной неопределенности может привести к падению ВВП и, соответственно, падению доходов бюджета в среднесрочной перспективе. Размер налоговых поступлений в 2023 году должен составить около 14,5 трлн руб. Если ликвидная часть ФНБ закончится уже в этом году, а расходы не уменьшатся, то для сбалансирования бюджета в 2024-2025 годах придётся поднять налоги в полтора раза. Это тоже нереальный сценарий.

Налоговая нагрузка по сферам экономики РФ за 2021 год / Источник: finexpertiza.ru

Возвращение иностранных инвесторов

Увеличение госдолга в текущей ситуации видится мне самым вероятным решением. Долговая нагрузка государства пока позволяет нарастить долг без значительного удорожания обслуживания этого долга. Но какое-то увеличение ставок на финансовых рынках вполне вероятно. Сдержать рост ставок, а вместе с ним и рост расходов на обслуживание долга, могло бы возвращение на наш рынок иностранных инвесторов.

К сожалению, пока это кажется малореализуемым. Китайские и индийские инвесторы очень осторожны, западные ушли из-за санкций. Остаются только страны Средней Азии и Ближнего Востока, но их влияние, полагаю, будет ограниченным.

По материалам

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

По теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»