Страхование

Пожар на складе Ozon: кто возместит убытки покупателям и продавцам?

Гигантский пожар, возникший на складе Ozon, виден даже с высоты птичьего полёта. В интернете появились снимки высокого столба дыма с дрона, что даёт представление о масштабах трагедии. Горят мобильные телефоны, брендовая одежда, бытовая техника, продукты – весь ассортимент второго по величине маркетплейса. Есть ли у покупателей и продавцов надежда на возмещение убытков?

Что произошло?

По состоянию на вечер 3 августа 2022 года известно, что возгорание могло случиться из-за нарушения правил техники безопасности. Площадь пожара составила около 50 тысяч кв.м., из зданий эвакуировали свыше 1000 работников, а 13 человек пострадали. По неподтверждённым данным, как минимум один сотрудник погиб.

Фото пожара на складе Ozon / Источник: РИА Новости

Имущество предприятия было застраховано в СК «АльфаСтрахование»: склад – на 6 млрд. рублей, а товары – на 11 млрд. руб. Такую же сумму озвучил президент Всероссийского союза страховщиков И.Юргенс. Ущерб предварительно оценили в 10 млрд. руб., поэтому в теории размера полиса должно быть достаточно для покрытия убытков. По другим данным, на складе было товаров на несколько сотен миллионов долларов.

А что на практике?

На самом деле, наличие страховки не гарантирует автоматических выплат в пользу пострадавших. Они последуют лишь после проведения расследования, которое отнимет недели и месяцы. Первое, что предстоит определить следствию – техническую причину пожара. Если речь идёт о ненадлежащей организации техники безопасности, случай может быть признан нестраховым. Если же произошло умышленное возгорание, то такой риск должен покрываться полисом.

После определения причин пожара потребуется скрупулёзный подсчёт убытков. Система складского учёта Ozon, вероятнее всего, учла каждую коробку. Но именно объём позиций (а страховщики будут их перепроверять) растянет выплаты во времени, если случай признают страховым. Разбор этого кейса обязательно войдёт в историю, потому что столь крупных пожаров на складах ещё не было.

Что делать покупателям?

Отношения между продавцом и покупателем урегулированы Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Заказы на Ozon предварительно оплачиваются, а потому в действие вступает статья 23.1 Закона. Потребитель вправе потребовать:

  • поставить товар в новый срок;
  • возвратить стоимость заказа.

На рассмотрение заявления у продавца есть 10 дней. Допустимо отправить требование в любой форме, которая позволяет идентифицировать стороны. Правда, на Ozon можно отказаться от заказа, что в данном случае эквивалентно требованию о возврате стоимости.

А что делать продавцам?

Маркетплейс предоставляет продавцам собственные складские мощности для выполнения заказов. Следовательно, товары принимаются на ответственное хранение. В данном случае Ozon берёт на себя все риски, связанные с возможным причинением убытков. Но решить вопрос так же быстро, как в случае с нарушением прав потребителя, не получится. У продавца есть право требовать компенсации как прямых убытков, так и упущенной выгоды.

В общем случае порядок действий таков:

  1. Направить претензию о возмещении убытков, приложив документы, подтверждающие стоимость товаров;
  2. Обратиться к страховщику за возмещением вреда;
  3. В случае отказа обоих – обратиться с исковым заявлением в суд.

Важно! Страховка покрывает только прямые убытки, а не упущенную выгоду

Если Ozon не станет компенсировать вред в добровольном порядке, то пострадавшей стороне до обращения в суд придётся ждать результаты расследования. С учётом наличия страховки у маркетплейса, без определения технической причины пожара разрешить этот спор не получится.

По материалам

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

По теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»