Макроэкономика

Спрос на повседневные товары в 2022 году упал до уровня 2014-го

В номинальном выражении спрос значительно вырос, но это связано исключительно с инфляцией.

Не так давно в правительстве обратили внимание на проблему чрезмерно низкой инфляции, которая провоцирует падение спроса на потребительские товары. Там посчитали, что это становится серьезным испытанием для российской экономики. Сейчас же к падению спроса присмотрелись аналитики из исследовательской компании NielsenIQ, которые составили свой отчет.

По данным аналитиков, в 2022 году отмечается номинальный спрос на повседневные товары, однако реальное положение дел другое. На самом деле именно в прошлом году снижение спроса было самым значительным за последнее время и даже ниже, чем в кризис 2014-2015 гг. Тогда в 2015 году снижение продаж в натуральном выражении было зафиксировано на 1,5% при инфляции 14%, за счет чего показатель номинального роста рынка был на уровне 12,5%. За последние годы инфляция не смогла повлиять на спрос только в 2018 году, когда в стране проводился чемпионат мира по футболу.

В 2022 году инфляция в 17% способствовала росту продаж, за счет чего в денежном выражении спрос вырос на 13,6% – таким образом, реальный спрос все равно снизился на 3,4%. В своем исследовании в NielsenIQ учитывали данные FMCG-розницы по всей России – это более двухсот торговых сетей, а кроме того, каналы традиционной торговли.

По мнению аналитиков, главная причина снижения продаж товаров повседневного спроса – снижение реальных располагаемых доходов. Последние находятся в прямой связи с темпом увеличения цен. Кроме того, влияет и смена ассортимента товаров. В NielsenIQ отметили, что тренд на снижение отмечался на протяжении практически всего 2022 года. Исключением стал март, когда причиной ажиотажного всплеска стали новости о том, что российский рынок вскоре покинут иностранные бренды.

Эксперты отмечают, что в сложившемся экономической ситуации россияне выбирают в качестве основной стратегии преодоления финансовых сложностей оптимизацию трат. В текущем году ожидать вынужденной децентрализации снижения продаж, которое затронет Москву и Санкт-Петербург. На это повлияет уменьшение покупателей, часть их которых подпала под мобилизацию, а часть покинула страну. Этот эффект частично нивелирует рост трат в регионах, где мобилизация граждан с последующим участием в спецоперации поспособствовала увеличению зарплат граждан.

А вы стали в 2022 году покупать меньше товаров?

По материалам

Нажмите, чтобы оценить эту статью!
[Итого: 0 Средняя: 0]

По теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»