Спустя годы обсуждений, Госдума приняла закон о такси: что поменяется в этой сфере
Впервые работа сервисов такси будет урегулирована специальным законом, а не отдельными нормативными актами.
Многие годы обсуждений новых законодательных норм для водителей такси, наконец, увенчались результатом. В Госдуме в первом чтении приняли закон, который должен вступить в силу с 1 сентября 2023 года. В соответствии с ним определяются требования как к агрегаторам, так и самим водителям и даже автомобилям.
Основные положения закона:
- наличие «шахматной» композиции из квадратов контрастного цвета и оранжевый фонарь на крыше автомобиля;
- размещение в салоне машины такси информации о перевозчике;
- обязательное ведение журнала регистрации заказов, который хранится в течение полугода – с необходимостью предъявлять его по требованию соответствующего контролирующего органа;
- обязанность агрегаторов возмещать ущерб в некоторых случаях;
- возможность оформить самозанятость вместо открытия ИП для водителей;
- открытие представительства в регионах, где выполняется более 4000 заказов;
- запрет на работу в такси определенным категориям лиц:
- после повторного лишения прав;
- после административного ареста за нарушение ПДД в течение года с момента истечения срока аналогичного наказания;
- с более чем тремя неоплаченными штрафами;
- с наличием непогашенной или неснятой судимости за совершение некоторых преступлений, в том числе за пределами России в странах ЕАЭС.
Новый закон наделяет региональные власти определенными полномочиями. В частности, они могут сами определять цветовую гамму машин такси, оборудовать для них специальные зоны в аэропортах и на территориях вокзалов. Властям Москвы, а также Санкт-Петербурга и Севастополя разрешено устанавливать минимальный тариф на перевозку пассажиров.
В отрасли отнеслись к новому закону неоднозначно – отдельные нормы одобрили, к другим возникли вопросы. В частности, одобрили разрешение работать самозанятым в такси, а требования к водителям в целом сделают поездки для пассажиров безопаснее. Основная претензия агрегаторов относится к требованию открытия представительств в регионах, поскольку это часто не вписывается в их бизнес-модель. Эксперты полагают, что принятие нового закона упорядочит ситуацию на рынке такси и с осторожностью относятся к довольно жестким нормам для водителей. Однако ко второму чтению в законопроект могут внести правки, которые улучшат отношение к нему.
А как вы оцениваете современную сферу такси в России? Нужно ли здесь что-то менять?